Оценка жилого дома, коттеджа, дачи
Необходимость оценить стоимость дома, коттеджа, дачи может быть вызвана как требованиями закона, так и желанием владельца или покупателя квартиры иметь на руках официальное подтверждение его рыночной стоимости.
Перечислим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда оценка дома, коттеджа, дачи является обязательной:
- оформление залога (ипотеки);
- решение имущественного спора в суде;
- проведение сделок, которые затрагивают имущественные интересы несовершеннолетних детей (стоимость доли ребенка для органов опеки);
- выкуп жилья, принадлежащего государству или муниципальному образованию.
В других ситуациях проведение независимой оценки официально не требуется, но все же очень часто оказывается весьма кстати. В качестве примеров таких ситуаций можно привести следующие:
- совершение сделки купли-продажи;
- внесудебный раздел имущества между супругами или наследниками;
- подтверждение рыночной стоимости недвижимого имущества заявителя при подаче заявления на получение въездной визы в некоторые страны;
- выкуп доли одним долевым собственником у другого;
- нотариальное оформление наследства;
- страхование титула (страхование риска утраты права собственности на квартиру);
- оспаривание кадастровой стоимости.
Необходимые документы.
Для проведения оценки обычно требуются следующие документы:
1. Правоустанавливающие документы:
- свидетельство о государственной регистрации права на дом. Если право на объект еще не зарегистрировано, то потребуется документ, на основании которого такая регистрация может быть произведена (договор купли-продажи, договор дарения и т.п.)
- свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок или документ, на основании которого такая регистрация может быть произведена (договор купли-продажи, дарения, мены, договор совместного инвестирования и т.п.).
- документы, подтверждающие права третьих лиц в отношении объекта (договора, судебные решения и т.д.) – при наличии обременений.
2. Технические документы:
- Кадастровый паспорт на земельный участок и дом.
- документы, выданные Бюро технической инвентаризации (БТИ) – кадастровый паспорт, выписка из технического паспорта, поэтажный план, экспликация к поэтажному плану (если есть).
- описание имеющихся обременений (если есть).
Перечисленные документы должны быть предоставлены при подписании договора (обычно это происходит одновременно с осмотром). Документы предоставляются в виде копий, заверенных лично заказчиком или уполномоченным лицом (надпись «Копия верна», дата, подпись и расшифровка подписи). Для юридических лиц указанные документы предоставляются в копиях, заверенных печатью предприятия и подписью уполномоченного лица.
Эти документы служат основным источником информации об объекте и в дальнейшем подшиваются в отчет в качестве приложений.
В некоторых случаях бывает невозможно представить полный комплект документов. Это не является непреодолимым препятствием для проведения оценки. В таких случаях оценку можно провести на основании определенных предположений относительно параметров объекта. Факт отсутствия каких-либо необходимых документов оценщик указывает в отчете, также как и перечень предположений, которые были сделаны. Однако, следует иметь ввиду, что дальнейшее применение такого отчета может быть ограничено.
Предыдущая | Вернуться | Следующая |